Рассмотрев проект федерального закона № 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству отмечает следующее.
Данный законопроект является центральным элементом «пакета» законопроектов, разработанных Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 — 5 июня 2021 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 июня 2021 года № Пр-1096. В указанный «пакет» законодательных инициатив также входят проекты федеральных законов № 20283-8 «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (об установлении нормативов распределения доходов от применения специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»), а также № 20492-8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».
Законопроектом предлагается провести в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан эксперимента по введению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – АУСН). Новым налоговым режимом смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, годовой доход которых не превышает 60 млн. рублей, а численность наемных работников составляет не более 5 человек. Таким образом, под указанные критерии подпадают хозяйствующие субъекты, относящиеся к категории микропредприятий в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При этом плательщики налога должны быть зарегистрированы по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в налоговых органах субъектов Российской Федерации, принимающих участие в эксперименте.
Вместе с тем, законопроектом не допускается переход на АУСН для 31 категории налогоплательщиков, причем большинство из них, согласно действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации, не вправе применять и «стандартную» УСН. К таким налогоплательщикам относятся, в том числе, банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, бюджетные учреждения и др. Помимо этих категорий, законопроектом установлен запрет на применение АУСН для крестьянских фермерских хозяйств, некоммерческих организаций, участников договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения, а также для тех, кто работает по договорам поручения, комиссии или агентским договорам либо совершает сделки с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, оказывает кредитные или иные финансовые услуги.
Согласно законопроекту, налоговым периодом по АУСН предлагается признавать календарный месяц, при этом налогоплательщики могут выбрать один из двух объектов налогообложения – «доходы» или «доходы минус расходы». В свою очередь, налоговую ставку по АУСН предлагается установить в размере 8% для объекта налогообложения «доходы» и 20% объекта налогообложения «доходы минус расходы».
Законопроектом также предлагается определить перечень доходов, которые не будут признаваться объектами налогообложения, а также расходов, которые не учитываются при определении объекта налогообложения.
Согласно законопроекту, расчет налога будет осуществляться налоговыми органами самостоятельно на основании данных учета доходов и расходов, который ведется налогоплательщиком в личном кабинете. Для этих целей налоговые органы будут использовать отображаемую в личном кабинете информацию о расчетах, по которым применяется контрольно-кассовая техника, а также информацию о безналичных расчетах налогоплательщика, поступающую из уполномоченного банка. При этом налогоплательщик, применяющий АУСН, обязан уполномочить обслуживающий его банк на передачу в налоговый орган сведений об операциях по счетам и уведомить об этом налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или через банк. Перечень уполномоченных банков будет утвержден Федеральной налоговой службой.
Помимо этого, законопроектом предусматривается, что налогоплательщики, применяющие АУСН, должны будут вести учет доходов, которые получили от них физические лица, исчисленных и удержанных налогов, а также предоставленных стандартных налоговых вычетов. Одновременно с этим планируется освободить плательщиков АУСН от сдачи налоговой декларации, а также от предоставления расчета по исчисленным и уплаченным страховым взносам.
Законопроектом также устанавливается особый порядок проведения налоговых проверок в отношении плательщиков АУСН. В частности, предполагается, что камеральные налоговые проверки будут проводиться с 1 февраля в течение 3 месяцев за предшествующий календарный год или за те налоговые периоды, которые прошли с даты регистрации налогоплательщика до окончания предыдущего года. При этом для случаев смены налогового режима, реорганизации и ликвидации предусмотрен особый порядок проведения камеральных налоговых проверок.
Комитет отмечает, что налоговые льготы, предусмотренные законопроектом для налогоплательщиков, перешедших на использование АУСН, аналогичны налоговым льготам, применяемым в рамках «обычной» УСН. В частности, налогоплательщики по АУСН освобождаются от уплаты следующих налогов:
— налога на прибыль (кроме налога с доходов контролируемых иностранных компаний, дивидендов, по операциям с отдельными долговыми обязательствами);
— налога на доходы физических лиц с доходов от предпринимательской деятельности (кроме дивидендов, а также доходов, облагаемых по ставке 35% и 9%);
— налога на имущество организаций (кроме объектов, налоговая база по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости), а также налога на имущество физических лиц в отношении объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, за исключением торговой и административной недвижимости;
— налога на добавленную стоимость (кроме налога при ввозе товаров и сумм, перечисляемых налоговыми агентами).
По мнению Комитета, к числу несомненных плюсов нового налогового режима для налогоплательщиков-микропредприятий следует отнести установление для них нулевого тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Представляется, что отсутствие необходимости уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды позволит многим микропредприятиям отказаться от практики выплаты «серых» зарплат.
Комитет полагает, что еще одним важным преимуществом АУСН для микропредприятий является их освобождение от обязанности представления отчетности в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды. В этой связи следует отметить, что перегруженность бизнеса объемами сдаваемой отчетности была упомянута в докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации за 2021 год в числе системных проблем российского предпринимательства. Вместе с тем, предлагаемые законопроектом преференции в части освобождения плательщиков АУСН от сдачи отчетности позволят в значительной степени снизить непроизводственные издержки для бизнеса.
Весомый вклад в снижение непроизводственных издержек микробизнеса, по мнению Комитета, могут внести и предусмотренные законопроектом исчисление и уплата сумм НДФЛ работников уполномоченным банком (при этом плательщик АУСН, как налоговый агент, обязан сообщить банку суммы налогооблагаемых доходов и стандартных налоговых вычетов по каждому работнику).
Принимая во внимание всё вышесказанное, Комитет поддерживает концепцию законопроекта, но, вместе с тем, обращает внимание на ряд вопросов, требующих дополнительного обсуждения в рамках подготовки законопроекта к процедуре второго чтения. В числе наиболее острых и актуальных для предпринимательского сообщества вопросов — сколько времени понадобится Федеральной налоговой службе на автоматизацию системы сборов налогов в рамках АУСН и каким образом будут устраняться ошибки, связанные с удержанием излишних сумм налога. Кроме того, из текста законопроекта не вполне ясно, каким образом налог по АУСН будет рассчитываться на практике, поскольку на один банковский счет могут приходить не только выручка, но и иные не облагаемые налогом поступления.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству считает возможным поддержать принятие в первом чтении проекта федерального закона № 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», внесенного Правительством Российской Федерации.