Заключение Комитета по бюджету и налогам на закон об АУСН

Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.

Рассматриваемый проект федерального закона разработан во исполнение пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 — 5 июня 2021 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 июня 2021 года  № Пр-1096.

Его положениями предусматривается проведение эксперимента по введению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – АУСН) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан с 1 июля 2022 года по 2027 года.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, плательщиками налога будут являться организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в налоговых органах субъектов Российской Федерации, входящих в эксперимент. Вместе с тем, Комитет отмечает, что положений об обязательности регистрации налогоплательщиков в налоговых органах соответствующих субъектов Российской Федерации в законопроекте не содержится. В связи с этим, данный вопрос необходимо доработать при подготовке законопроекта к рассмотрению его Государственной Думой во втором чтении.

Рассматриваемый проект федерального закона содержит закрытый перечень лиц, которые не вправе применять АУСН. К ним, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, годовой доход которых превышает 60 млн. рублей, средняя численность работников которых превышает 5 человек, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн. рублей, а также иные категории налогоплательщиков, осуществляющие определенные виды деятельности.

Налогоплательщик, перешедший на применение АУСН, обязан уполномочить кредитную организацию, осуществляющую информационный обмен с налоговыми органами (далее — уполномоченная кредитная организация), на передачу в налоговый орган сведений об операциях по счетам, открытым по договору банковского счета. При этом перечень уполномоченных кредитных организаций утверждается ФНС России и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Налогоплательщики, имеющие расчетные счета, открытые по договору банковского счета в кредитной организации, не включенной в перечень уполномоченных кредитных организаций, не вправе применять АУСН. В связи с этим, по мнению Комитета, возникает необходимость дополнительной проработки вопроса о возможности применения налогоплательщиками АУСН в случае осуществления ими операций, совершаемых с использованием платежных карт, с участием кредитных организаций, не входящих в вышеуказанный перечень.

О переходе на АУСН, об утрате права применения АУСН либо о переходе с АУСН на иные режимы налогообложения налогоплательщики должны уведомить налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или через уполномоченную кредитную организацию. Перейти на АУСН налогоплательщики вправе с начала календарного года, следующего за годом подачи соответствующего заявления, при этом переход с АУСН на иные режимы налогообложения до окончания этого календарного года невозможен (за исключением случаев утраты права применения указанного специального налогового режима).

Объектами налогообложения при АУСН являются «доходы» либо «доходы, уменьшенные на величину расходов». Налоговые ставки составляют 8 или 20 процентов соответственно. Объект выбирается налогоплательщиком самостоятельно и может изменяться ежегодно, но не в течение календарного года, а с начала года, следующего за годом подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.

Налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением АУСН, признается календарный месяц. Обязанность представления налоговых деклараций в налоговые органы у налогоплательщиков, применяющих АУСН, отсутствует. Налоговый орган по итогам налогового периода исчисляет сумму подлежащего уплате налога на основании сведений о доходах и расходах, представленных налогоплательщиком посредством применения контрольно-кассовой техники, сведений о доходах и расходах, полученных от уполномоченной кредитной организации, а также данных о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет налогоплательщика. При этом расходы учитываются при условии, что они осуществлены в безналичной форме или зафиксированы налогоплательщиком с применением контрольно-кассовой техники.

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о налоговой базе; сумме налога, исчисленной по итогам истекшего налогового периода; сумме торгового сбора, на которую налоговым органом уменьшена сумма налога;  о сумме налога, подлежащей уплате по итогам истекшего налогового периода с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога.

Налогоплательщик вправе уполномочить кредитную организацию на перечисление суммы налога. В таком случае налоговый орган также уведомляет кредитную организацию о сумме налога, подлежащей уплате и реквизитах, необходимых для уплаты налога.

Уплата суммы налога производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для налогоплательщиков, применяющих АУСН и производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование устанавливаются в размере 0,0 процента. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих АУСН и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в фиксированном размере 0 рублей в случае, если доход налогоплательщика не превысит 300000 рублей, а в случае превышения дохода указанной суммы — в фиксированном размере 0 рублей и 0,0 процента суммы дохода, превышающей 300000 рублей. На обязательное медицинское страхование для таких индивидуальных предпринимателей устанавливаются страховые взносы в фиксированном размере 0 рублей. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, в целях обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, финансирование государственных внебюджетных фондов предлагается осуществлять за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов.

Законопроектом также определена дата начала расчетного периода для определения размера страховых взносов в случае прекращения применения  АУСН, в том числе в случае отказа налогоплательщика от применения данного специального налогового режима. Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что согласно пункту 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а согласно пункту 5 статьи 4 законопроекта налогоплательщик, перешедший на АУСН, не вправе до окончания календарного года перейти на иной режим налогообложения (за исключением случая утраты права применения АУСН). В связи с этим предлагаемая норма, по мнению Комитета, нуждается в корректировке в части исключения случая отказа налогоплательщика от применения АУСН в целях определения даты начала расчетного периода для определения размера страховых взносов.

Обязанность по представлению расчетов по страховым взносам в налоговые органы для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отсутствует.

При этом для налоговых органов вводится обязанность представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации сведений о выплатах и об иных вознаграждениях, выплаченных в пользу физических лиц, источниками выплат которых являются налогоплательщики специального налогового режима, а также о начале и об окончании применения налогоплательщиком специального налогового режима.

Одновременно с рассматриваемым законопроектом Правительством Российской Федерации внесены проекты федеральных законов № 20493-8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», предусматривающий внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и федеральные законы в части вопросов, касающихся обязательного пенсионного и социального страхования, и № 20283-8 «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации», устанавливающий нормативы распределения доходов от налога, взимаемого в связи с применением специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».

В целом Комитет поддерживает предлагаемую законодательную меру, отмечая ее ориентированность на создание наиболее благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Отмена обязанности формирования отчетности, представления ее в налоговые органы позволит значительно снизить административные издержки налогоплательщиков, которые они должны нести, исполняя требования законодательства.

Вместе с тем, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении Комитет полагает возможным дополнительно обсудить следующие вопросы:

— введение норм, гарантирующих налогоплательщикам стабильность условий нового налогового режима в ходе эксперимента по аналогии с нормами, предусмотренными частью 3 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»

— исключение курсовой разницы при продаже иностранной валюты из состава доходов и расходов налогоплательщиков, применяющих АУСН.

Следует также обратить внимание на невозможность применения нового специального налогового режима налогоплательщиками, которые воспользовались правом особого порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленным статьей 452 Налогового кодекса Российской Федерации.

К законопроекту также имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера.

На законопроект имеется положительный отзыв Счетной палаты Российской Федерации. Идею законопроекта поддерживает Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству.

Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона
№ 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».